HiFi Stereo; Закадровый дубляж; Дистрибьютор: Премьер Видео Фильм
110 мин., 1992, США, 20th Century Fox - A Brandywine Production; Художественный кинофильм
Режиссер: Д. Финчер; В ролях: Сигурни Уивер,Чарльз Дэнс, Чарльз. С. Даттон
Рецензия на фильм «Чужой 3»
март 1998
Редчайший для Голливуда случай: фильм настолько странный, настолько некоммерческий, что просто непонятно, почему он вообще был снят и выпущен на большой экран. Картина имеет необычайно сложную историю подготовки; к созданию сценария на разных этапах привлекались знаменитый писатель-киберпанк Уильям Гибсон и сценарист Эрик Ред, среди предыдущих режиссеров были Ренни Харлин и Винсент Уорд (режиссер фильма «Навигатор: Средневековая одиссея», 1988); некоторые из сюжетных идей Уорда вошли в окончательный вариант сценария, доработанный продюсерами Дэвидом Джайлером и Уолтером Хиллом. Последний из них сказал позднее, что видит в фильме определенный подтекст, связанный с вирусом СПИДа; что ж, возможно, так оно и есть. Последний из режиссеров, Дэвид Финчер, прежде был известен в основном лишь по нескольким изобретательным рок-музыкальным видеоклипам. Впоследствии этот режиссер прославился крепкими триллерами «Семь» (1995) и «Игра» (1997).
Эллен Рипли (Сигурни Уивер, которая указана в титрах еще и как со-продюсер), уже дважды выжившая после апокалиптических сражений с инопланетными разумными тварями («Чужой», 1979; «Чужие», 1986), совершает аварийную посадку на пустынной планете близ тюремного комплекса, где отбывают пожизненный срок под присмотром трех психопатов-надзирателей несколько десятков заключенных – массовые убийцы и насильники с двойной Y-хромосомой, ныне исповедующие некую разновидность христианского фундаментализма. Все спутники Рипли погибают, однако она несет внутри себя (о чем не знает) эмбрион «чужого», а еще одна (по-видимому, «вечная») личинка скрывается в ее корабле. Эта личинка растет, начинает убивать людей, снова растет, прячется в лабиринтах металлургического завода при тюрьме, а затем уничтожает большую часть обитателей тюрьмы (как это было и в предыдущих фильмах). Однако на сей раз «чужой» (причем снова женского пола) представляется создателям фильма в каком-то смысле уже и не очень важным; двойной идейный центр картины – это, во-первых, ужасы тюрьмы, недвусмысленно и неоднократно сравниваемой с космической преисподней, а во-вторых, сама Рипли, отощавшая, наголо обритая, с мученической гримасой на лице – сестра и зеркальное отражение "чужой" самки; и ее единственная здесь функция – стать жертвой. Даже обычный феминистский трюк с одеждой (Рипли в этом фильме как никогда ранее мужеподобна) тонет в изумляющей монохромной интенсивности боли и заброшенности, отснятой оператором в клаустрофобной манере наездов и крупных планов – и так весь фильм! Все остальное – и растущее повествовательное напряжение, и даже сама основная сюжетная идея – лишь подчеркивает этот мрачный мотив. Этот (возможно, неудачный) фильм почти совершенен в своем нежелании дать зрителям хоть какое-то развлечение или надежду. В самом конце Рипли приносит себя в жертву во имя какой-то более высокой ценности, нежели жизнь – и когда «чужой» высовывает свою головку у нее из груди, она, баюкая его как сплошь покрытого кровью младенца, делает шаг вперед и бесконечно летит вниз – в жаркое марево мартеновской печи... Удивительно, но, несмотря на столь, казалось бы, полностью однозначный и непоправимый финал, несколько лет спустя продюсеры приняли решение сделать очередной фильм цикла при участии все той же главной героини; в результате в 1997 году на экраны вышел фильм «Чужой: Воскрешение».
В одном из интервью Уивер вспоминала: «Перед началом съемок «Чужого 3» мы ужинали в Лос-Анджелесе втроем: я, Джим Кэмерон и Дэвид Финчер, постановщик третьей серии «Чужого». Помню, Финчер повернулся к Джиму и сказал: «Знаешь, я убил Ньют». Джим так и вскинулся: «Как ты мог?!». Сам Кэмерон в другом интервью прокомментировал это так: «Как бы ни был хорош визуальный строй «Чужого 3», думаю, что убить девочку, которую спасали весь предыдущий фильм, в первую же минуту следующего фильма – значит, нагадить в душу зрителя. Зритель такого не прощает». Тем не менее, «Чужой 3», хоть и провалился в массовом прокате, в определенных кругах киноманов приобрел статус «культовой» картины.
Литературная версия фильма – роман Алана Дина Фостера «Чужой 3» («Alien 3», 1992, есть русский перевод). Кроме того, по мотивам кинотрилогии безымянными русскими авторами была написана и издана своя литературная версия цикла со многими дополнительными эпизодами, а в США был выпущен цикл вольных романизаций под общим названием "Чужой против Хищника", позволивший свести в поединке двух самых популярных инопланетных тварей современного кинематографа (несколько романов цикла были изданы на русском языке издательством «Азбука»; кстати, один из них написал Роберт Шекли).
Оценка по 5-балльной шкале – 4
© Люк Звездоходов, "оЗон", март 1998
Кадры из фильма
Съемочная группа "Чужой-3"
Назад
|