Джеймс Кэмерон родился в 1954 году в Канаде. Начинал как мастер по спецэффектам и художник-постановщик на киностудии Роджера Кормана "New World", где работал над такими фильмами, как "Битва за пределами звезд" (1980, режиссер Джими Мураками), "Андроид" (1982, режисср Аарон Липстадт) и некоторыми другими, включая "Побег из Нью-Йорка" (1981, режиссер Джон Карпентер), для которого студия "New World" готовила спецэффекты. Дебютным фильмом Кэмерона в качестве режиссера стал снятый в Италии фильм "Пираньи 2: Нерест" (1981), но этот фильм оказался проходным и никаких лавров новичку не принес. Зато второй фильм Кэмерона, "Терминатор" (1984), триллер, обыгрывающий темы путешествий по времени и киборгов-убийц, произвел на зрителей большое впечатление и ныне принадлежит к безусловной классике фантастического кинематографа. Успех этой малобюджетной ленты позволил Кэмерону и его тогдашней жене Гэйл Энн Херд, которая была его постоянным творческим партнером и продюсером нескольких его фильмов, получить предложение снять фильм "Чужие" (1986), продолжение знаменитой ленты Ридли Скотта "Чужой" (1979). Сиквел имел огромный успех, и Кэмерон получил полную свободу в осуществлении своих дальнейших замыслов. Следующий фильм Кэмерона, "Бездна" (1989), стал самым дорогим из целой серии фантастических лент на подводную тематику, вышедших на экраны в конце 80-х годов ("Глубоководная звезда-6", "Левиафан"), но, несмотря на свой размах, в прокате оказался малоуспешен. Кэмерон посчитал, что это произошло из-за вмешательства руководителей студии "20th Century Fox", потребовавших сократить фильм более чем на полчаса, из-за чего картина стала казаться неровной и эклектичной. В 1992 году он выпустил на видео и в ограниченный кинопрокат свой режиссерский трехчасовой вариант фильма, который действительно выглядит более стройным и впечатляющим. Несмотря на то, что в конце 80-х Кэмерон развелся с Гэйл Энн Херд (чтобы жениться на режиссере Кэтрин Бигелоу), они совместно поставили еще один фильм - фантастический боевик "Терминатор 2: Судный день", ставший на тот момент бюджетным рекордсменом, а в итоге - и самым кассовым фильмом 1991 года. Как и в первом "Терминаторе", главную роль в сиквеле сыграл Арнольд Шварценеггер. Шварценеггер сыграл главную роль и в следующем фильме Кэмерона - комедийном шпионском боевике "Правдивая ложь" (1994), римейке ленты французского режиссера Клода Зиди "Тотальная слежка" (1991). Хотя этот фильм попал в десятку самых кассовых фильмов года, он все же не принес тех дивидендов, на которые, видимо, рассчитывала студия. Последний на сегодняшний день фильм Кэмерона - снятый на перекрестке жанров фильма-катастрофы и мелодрамы "Титаник" (1997), самый дорогой фильм в истории кинематографа (затраты - почти 280 миллионов долларов), но также и самый кассовый фильм всех времен и народов (более миллиарда долларов от кинопроката по всему миру, причем прокат продолжается). Этот фильм стал вторым (после масштабной исторической драмы Уильяма Уайлера 1959 года "Бен Гур") фильмом в истории, который был удостоен 11 премий "Оскар" - в том числе и по номинациям "лучший фильм года" и "лучший режиссер". В начале 90-х годов Кэмерон развелся с Бигелоу и сошелся с актрисой Линдой Хэмилтон, которая играла главную героиню в обоих "Терминаторах". Хэмилтон родила ему дочь, и в сентябре 1997 года они наконец официально оформили свой брак. В 1997 году в ряде интервью Кэмерон говорил, что, возможно, его следующими картинами после "Титаника" станут либо римейк известного фильма "Планета обезьян" (1968), в котором будет сниматься Арнольд Шварценеггер, либо фильм-комикс "Человек-паук". Однако в последнее время все более активно стали циркулировать слухи, что следующей картиной Кэмерона станет фантастическая лента "Аватара" - первый фильм в истории кино, снятый с участием виртуальных персонажей, полностью сгенерированных на компьютере. И хотя этот проект существует пока только на стадии замысла, в адрес Кэмерона уже начали поступать протесты со стороны актерской гильдии.
|