Достопримечательности Севастополя: 1. Херсонесский историко-археологический заповедник Развалины греческого города и музеи, отражающие античный и средневековый периоды истории Херсонеса ул. Древняя, 1 Телефон: (0692) 24-13-01 2. Свято-Климентовский монастырь в Инкермане Пещерный монастырь, вырубленный в скале 3. Крепость Каламита Остатки укреплений, принадлежавших некогда таинственному княжеству Феодоро 4. Панорама первой обороны Севастополя Живописное панорамное полотно, иллюстрирующее первую оборону Севастополя (1854-1855) Исторический бульвар Телефон/факс: 54-29-26 5. Братское кладбище героев Первой обороны Севастополя Мемориальное кладбище героев Крымской войны на высоком холме на Северной стороне. Холм увенчан одним из старейших православных храмов в Крыму - храмом Николая Чудотворца. Одна из его особенностей - форма: весьма нетрадиционная для православного храма пирамида 6. Музей обороны Малахова кургана В оборонительной башне МАЛАХОВА Кургана - фортификационном сооружении середины XIX века - оборудован музей, посвященный боям на Малахове кургане Телефон/факс: 54-29-26 7. Военно-исторический музей Черноморского флота РФ Уникальная коллекция музейных экспонатов, рассказывающих о боевом пути Черноморского флота ул. Ленина, 11 Телефон: 54-22-89 8. Диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г." Живописное полотно, отражающее штурм Сапун-горы войсками Красной Армии в 1944 г. Телефон/факс: 54-29-26 9. Памятник затопленным кораблям Одна из самых известных достопримечательностей Севастополя, его символ 10. Бронепоезд "Железняков" Бронепоезд, участвовавший в обороне Севастополя 11. Морской аквариум-музей Яркие коралловые рыбки, акулы и скаты, крылатки и пираньи, черепахи, ящерицы, змеи Пр. Нахимова, 2 Телефон: 54-38-92, 54-49-04 12. Художественный музей им. М.П.Крошицкого "Маленький эрмитаж Крыма". Подлинные произведения западноевропейских, русских, украинских художников XVI-XX вв. Пр. Нахимова, 9 Телефон: 54-31-25 СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ПАНОРАМА Величественная панорама духа Художник Рубо ярко запечатлел патриотизм и бесстрашие русского солдата, оборонявшего Севастополь. В мире насчитывается около 40 панорам - живописных полотен, которые вместе с предметным планом имеют законченную цилиндрическую форму. Самые известные - в ФРГ, Швейцарии, Канаде, России и, конечно же, знаменитая Севастопольская панорама, которой совсем недавно исполнилось 95 лет. Это уникальное творение художника Франца Рубо вот уже без малого век привлекает всеобщее внимание. Назову одну лишь цифру: только с 1954 года, когда пострадавшая в годы Великой Отечественной войны панорама, была восстановлена, ее посетили без малого 40 миллионов человек. Краса и гордость Севастополя Открытие панорамы было приурочено к 50-летию первой обороны Севастополя в Крымскую войну (1853-1856). 14 мая 1904 года газета "Севастопольский вестник" писала: "Вчера в 12 часов дня состоялось торжественное освящение панорамы Севастопольской обороны... Панорама была освящена отцом Михаилом в присутствии большого числа высших флотских военных и государственных чинов. Присутствовали: главный командир Черноморского флота и портов Черного моря вице-адмирал Чухнин, генерал от инфантерии Пивоваров, старший флагман вице-адмирал Кригер, вице-адмирал Дефабр, городской голова Максимов и многие, многие другие..." Панорама рассказывает об одном эпизоде осады Севастополя - штурме англичанами и французами Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны 6 июня 1855 года. Как свидетельствуют исторические источники, эта яростная атака была успешно отражена русскими солдатами, обороняющиеся продемонстрировали бесстрашие и патриотизм высшей пробы. Три панорамы Франца Рубо Знаменитый художник Франц Рубо родился в 1856 году в Одессе в семье французского коммерсанта. Профессор Петербургской академии художеств. Жил в Германии, России. Россию художник полюбил всей душой, что по большому счету и сказалось на его творчестве. Именно России он посвятил свои основные работы - более 200 полотен и три панорамы. Первая - "Штурм аула Ахульга" была посвящена взятию резиденции Шамиля во время Кавказской войны. Второй была панорама обороны Севастополя, о которой мы сегодня рассказываем, а третьей, лебединой песней художника явилась панорама Бородинской битвы в Москве. 17 августа 1901 года Франц Рубо получил заказ на изготовление проекта панорамы. Он выехал в Севастополь, сделал массу эскизов на месте боев. Художник привык все делать предельно достоверно. Проект панорамы размером 11,5 метра на 0,8 в январе 1902 года был выставлен на обозрение в Зимнем дворце и получил единодушное одобрение специальной комиссии. Вскоре с Рубо был заключен договор на изготовление картины для панорамы "лучшего качества". Художник отправился в свою мастерскую в Мюнхен, где два года напряженно трудился. Рубо помогали немецкие художники Л. Шенхен, Ш. Мерт и К. Фрош и 20 лучших студентов Баварской академии художеств. Летом 1904 года на холст был нанесен последний мазок. Размеры полотна до сих пор поражают воображение: 115 метров длиной и 14 высотой. Работали все художники одновременно на холсте, натянутом на гигантскую раму. 25 июля громадный рулон поездом был доставлен в Севастополь вместе с предметным планом. В сентябре Рубо с помощниками приступил к навешиванию полотна и монтажу предметного плана (около 1000 квадратных метров площади) в специально построенном здании (архитектор В. Фельдман, инженер О. Энберг). В мае 1905, как мы уже упоминали, панораму обороны Севастополя увидели первые посетители. Смерть и воскрешение панорамы Панорама сразу стала исключительно популярной. Посещаемость из года в год росла. Если, скажем, в 1924 году в ней побывала 51 тысяча человек, то в 1932 - 183 тысячи, а в предвоенные годы доходило до 300 тысяч в год. Но грянула война, уготовившая панораме тяжелейшие испытания. Долгое время обстрелы и бомбежки обходили здание панорамы стороной. Но 25 июня 1942 г. фашисты сбросили на него несколько бомб. Здание загорелось. Матросы, солдаты, мирные жители буквально голыми руками тушили огонь, разбирали завалы. Уникальное здание было наполовину разрушено. Предметный план - уничтожен практически полностью. Безвозвратно была утрачена треть полотна - более 500 квадратных метров. Оставшееся - резали на куски, и уносили подальше от огня. 27 июня 86 оставшихся "в живых" фрагментов великого творения Рубо были погружены на лидер "Ташкент" и отправлены на Малую землю, в Новороссийск. Оттуда изувеченное полотно было отвезено в Кустанай, а в 1944 г. доставлено в Москву. На фрагментах было насчитано более 6000 повреждений. Казалось - все: панорама безвозвратно пропала. Но, к счастью, иного мнения были военные художники из студии им. М. Б. Грекова. Без малого 10 лет потребовалось грековцам, чтобы опираясь на эскизы, фотографии и словесное описание полотна, реставрировать его фактически идеально. Возглавляли эту грандиозную работу академики живописи. Вначале - В. Яковлев, затем - П. Соколов-Скаля. Второе рождение панорамы состоялось 16 октября 1954 года. И вновь оно было приурочено. На сей раз - к 100-летию начала первой обороны Севастополя. Такой мы видим ее и сегодня - 46 лет спустя... А что сегодня? Более двухсот человек сегодня в штатном расписании панорамы. Хлопотнейшее хозяйство, но ведут его по-настоящему увлеченные люди во главе с директором Музея героической обороны и освобождения Севастополя Юрием Мазеповым образцово. А работы - только успевай поворачиваться. Главная задача, несомненно, сохранить живописное полотно и предметный план. Мало того, что все это необходимо чуть ли не ежегодно реставрировать (этим занимаются бригады киевских художников), нужно добиться оптимальной (+18 градусов) круглосуточной температуры в просмотровом зале. И вот тут-то приходится изощряться. Летом воздух над куполом надо охлаждать. Современных автоматических кондиционеров на панораме нет, используются старые-престарые холодильные установки, расположенные под зданием. С большим трудом удается поддерживать эти самые 18 градусов. Зимой - еще хуже. Отопление - это вообще вчерашний день: 2 котла (наверное, это громко сказано) на... угле. В этих условиях кочегар должен быть ювелиром в своем деле, чтобы не перегреть или, напротив, не остудить помещение. Можно было бы, конечно, подключиться к городской котельной, но мешает явное несовпадение температурных режимов. Вместе с заместителем директора Михаилом Шелегедой поднимаемся на крышу, к самой ротонде. Отсюда Севастополь - как на ладони: все-таки 25 метров над землей. "Чертово колесо" неподалеку на одном с нами уровне. Обращаем внимание на недавно остекленную крышу. Оказывается, эти 640 квадратных метров стекла профессионально и быстро уложили работники одного из крымских тепличных комбинатов... С высоты прекрасно просматривается площадка перед зданием: она забита народом - экскурсанты все прибывают. К слову, 6 гривен за входной билет ради неповторимого зрелища не кажутся запредельной ценой. До 2000 экскурсантов в день - летом дело обычное. Перспективы есть. И прекрасные! Итак, дорогой читатель, мы знакомы с историей Севастопольской панорамы-музея, с ее сегодняшними буднями. Самое время задаться вопросом: а есть ли у нее будущее? В каком качестве встретит она свой вековой юбилей? Разглядеть перспективу мы пытаемся в кабинете заместителя директора по научной работе Светланы Костюченко. Светлана Викторовна трудится здесь с 19 лет. Кому как не ей знать все тонкости и нюансы панорамной жизни. - В ноябре прошлого года, - рассказывает она, - я была на II международном конгрессе панорам. Он проходил в швейцарском городе Люцерн, и я лишний раз убедилась, насколько почитаема и уважаема Севастопольская панорама в мире. Повсеместно перенимают наш опыт в плане сохранения экспозиции, сбора новых данных, исследовательской, издательской работы. Это вселяет в нас определенный оптимизм, поскольку крепнущие и расширяющиеся международные контакты нас обогащают. Радует нас и то, что из года в год увеличивается число туристических маршрутов, все больше и больше людей желают побывать у нас в Музее героической обороны и освобождения Севастополя и в первую очередь на центральном объекте - в панораме. Все это, без сомнения, радует... К сказанному Светланой Костюченко необходимо добавить, что залогом процветания панорамы была и остается безукоризненная, высокопрофессиональная работа экскурсоводов. Дело в том, что экскурсоводов здесь готовят на собственной базе с использованием современных, передовых методик. Кстати, методические разработки севастопольцев - нарасхват на всей территории бывшего СССР. - У нас много планов, - продолжает Светлана Костюченко. - В частности, мечтаем создать музей Франца Рубо. Уверяю вас, это был бы интереснейший музей: мы уже сейчас располагаем бесценными экспонатами. И вообще должна отметить, что музейное дело на Украине медленно, но верно возрождается, выходит на качественно новый уровень. Я считаю, что любой музей - и наш не исключение - это прежде всего культурно-просветительское заведение, и это направление необходимо всячески развивать... Источник: "Крымская правда"
Хостинг от
uCoz